Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд у собственника: порядок, в каких случаях наступает, что предусматривает, решение и условия

Содержание

Порядок изъятия земельного участка у собственника

Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд у собственника: порядок, в каких случаях наступает, что предусматривает, решение и условия

Изъятие земельного участка у собственника является крайне, исключительной процедурой, которая может осуществляться только по основаниям, указанным в законодательных актах. В ряде случаев правообладатель сможет получить денежную компенсацию за изъятый объект земельной недвижимости.

Условия для изъятия

По общему правилу, собственник имущественных активов может быть их лишен только на основании прямых законодательных норм. В отношении земельной недвижимости такие основания регламентированы в ЗК РФ и ГК РФ:

  • изъятие земли для нужд публичных образований – РФ, региональных властей или муниципальных образований;
  • при необходимости комплексного развития определенных территорий, если соответствующее решение утверждено распорядительным актом властей;
  • при выявлении фактов использования земельного надела с нарушением целевого назначения;
  • в случаях конфискации или реквизиции земельного надела.

В каждом из перечисленных случаев отказ правообладателя от исполнения законных требований повлечет принудительное изъятие земельного участка у собственника. В ряде случаев владелец земли сможет рассчитывать на возмещение стоимости изымаемого объекта, а при несогласии с государственным расчетом компенсации можно оспорить его в судебном порядке.

Как происходит изъятие

Чтобы земельный объект мог быть изъят на легальном основании, должен выноситься распорядительный акт властных органов или судебное решение. Иные документы, в том числе различных государственных служб и ведомств не могут стать причиной для принудительного лишения собственника его имущества.

Порядок изъятия земельного участка у собственника для нужд публичных образований предусматривает выплату возмещения, а последовательность действий будет выглядеть следующим образом:

  1. властный орган принимает решение об изъятии земельного надела, которое должно соответствовать требованиям законодательных актов;
  2. принятое решение доводится до сведения правообладателя путем направления письменного уведомления – в этом документе указывает срок, цель и порядок изъятия, а также размер предлагаемой компенсации;
  3. если правообладатель усматривает нарушение закона при вынесении решения или расчете суммы компенсации, он вправе подать на обжалование в суд;
  4. если в срок, указанный в уведомлении, правообладатель не выполнит предусмотренные действия, земля изымается в принудительном порядке.

Обратите внимание! Если на территории участка располагаются какие-либо строения, их стоимость также учитываться при расчете суммы компенсации. Размер возмещения может оговариваться в обоюдном соглашении, или в результате судебного урегулирования спора.

При изъятии надела для комплексного освоения территорий также используется указанный выше алгоритм действий, а правообладатель сможет получить компенсации за свою недвижимость.

Иные правовые последствия наступают при выявлении фактов нарушений со стороны владельца земли. Для каждого земельного надела устанавливается ряд характеристик, существенно ограничивающих его целевое использование.

В частности, каждый владелец земли должен соблюдать вид разрешенного пользования и категорию участка.

Например, на землях сельхозназначения не допускается возведение промышленных объектов или многоквартирных зданий (исключения из этого правила могут устанавливаться законом).

Выявление фактов нарушений происходит в результате проверок уполномоченных служб и ведомств, либо по обращению заинтересованных лиц.

Каждое нарушение фиксируется в результате административного обследования, данная процедура определена Постановлением Правительства № 251. Полномочия для выполнения указанных действий принадлежат должностным лицам Госземнадзора.

Выявленные нарушения повлекут и меры административного воздействия в виде штрафов, которые применяются одновременно с изъятием земли.

Аналогичная мера ответственности будет применяться, если собственник участка, предназначенного для ведения сельхоздеятельности или возведения объектов недвижимости, не использовал его по назначению в течение трехлетнего периода (законом может устанавливаться и более длительный срок, например для ИЖС земля может предоставляться на срок до 10 лет).

При изъятии земли таким способов учитываются следующие нюансы:

  • в ряде случаев правообладатель не сможет получить какой-либо компенсации;
  • если в результате допущенных нарушений земле или окружающей среде был причинен ущерб, его возмещение будет производиться за счет владельца участка (для этого будет подано соответствующее исковое заявление);
  • период, в течение которого земля не использовалась по прямому назначению, может быть продлен при наличии уважительных причин (например, если собственник потратил много времени на освоение участка).

Изъятие земли таким способом осуществляется в судебном порядке, владельцу участка предоставлено право обжаловать вердикт суда в вышестоящих инстанциях.

При наличии чрезвычайных обстоятельств земля может быть реквизирована по решению властных органов. Эта процедура может носить временный характер, после чего участок подлежит возврату законному владельцу.

Если вернуть надел невозможно, собственник получит рыночное возмещение из бюджета, либо аналогичный по стоимости участок в ином месте.

При реквизиции собственник также вправе оспорить расчет компенсации в судебном порядке.

Конфискация может выступать в качестве дополнительной меры наказания при совершении преступлений. В этом случае владелец не сможет получить какого-либо возмещения, изъятие происходит в безвозмездном порядке. После отбытия назначенного наказания и погашения судимости, конфискованный участок не возвращается собственнику, так как переходит в государственный или муниципальный фонд.

Источник: http://law03.ru/land/article/izyatie-zemelnogo-uchastka-u-sobstvennika

Изъятие земельных участков: основания, порядок, консультация юриста

Изъятие земельных участков выступает в качестве одного из инструментов, с помощью которого осуществляется отчуждение наделов для эксплуатации в публичных интересах. В соответствии с законодательством, его использование допускается в строго определенных случаях. Рассмотрим далее, как осуществляется изъятие земельных участков.

Общие сведения

Отчуждение наделов может осуществляться разными способами. В качестве одного из них выступает выкуп земельных участков. При осуществлении операций с наделами должны учитываться интересы общества и отдельного гражданина (владельца). Уполномоченные органы не могут отчуждать наделы, нарушая права землепользователей.

Зк рф

Случаи, при которых допускается изъятие земельного участка у собственника, определены в ст. 49. Они могут быть связаны с:

  1. Исполнением международных обязательств РФ.
  2. Размещением объектов федерального и местного значения при отсутствии иных вариантов.
  3. Другими обстоятельствами, предусмотренными в законодательстве.

Ограничения

В законодательстве прописаны правила, в соответствии с которыми осуществляется выкуп земельных участков. В нормах определены случаи его ограничения. Например, они устанавливаются для обеспечения охраны сельскохозяйственных территорий. Законодательство допускает изъятие земельных участков для строительства.

Однако отчуждение должно осуществляться исключительно в соответствии с генпланами и правилами пользования территорией и размещения на ней объектов. Для особо охраняемых участков устанавливается специальный режим эксплуатации. В соответствии с ним, использование таких территорий для других целей, в том числе и отчуждение, ограничено либо запрещено.

В исключительных случаях специальные правила действуют в отношении земель, занятых лесными насаждениями первой группы.

Важный момент

Основанием для отчуждения надела выступает решение об изъятии земельного участка. Оно принимается исполнительным органом федеральной или региональной власти. Местные структуры не могут принимать постановления на изъятие земельных участков для муниципальных нужд. При возникновении такой необходимости территориальный орган власти обязан обратиться в региональный.

Специфика процедуры

Обычно изъятие земельных участков для государственных нужд осуществляется одновременно с их предоставлением соответствующим лицам. В законодательстве четко регламентируется вся процедура. Она включает в себя два этапа:

  1. Предварительное согласование места расположения объектов.
  2. Непосредственное отчуждение надела.

Порядок изъятия земельного участка

На этапе предварительного согласования обязательно участие владельца надела. При несогласии с действиями органов власти он может обратиться в суд. Таким образом, он может предотвратить принятие решения об изъятии.

Одной из ключевых гарантий защиты интересов владельцев выступает обязательное уведомление уполномоченных органов о вынесенном постановлении. Изъятие земельных участков допускается не ранее, чем через год после его принятия.

В законодательстве, однако, предусмотрена возможность отчуждения наделов до истечения установленного срока. Это допускается исключительно при согласии владельцев.

Между тем практика изъятия земельных участков свидетельствует о том, что уведомление уполномоченные органы направляют субъектам еще на стадии предварительного согласования. В этой связи исчисление годового срока осуществляется в привязке к моменту получения извещения владельцем.

Ключевые условия

Право собственности в земельном праве выступает в качестве одной из важнейших категорий, находящихся под охраной законодательства. В этой связи в качестве ключевого условия отчуждения надела выступает равноценное предварительное возмещение стоимости.

Размер компенсации, условия ее выплаты определяются в соглашении, которое заключается с владельцем. В действующем законодательстве не установлены требования к форме такого договора. Участники сделки могут обратиться в организации, оказывающие юридические услуги для составления соглашения.

В качестве второй стороны должен выступать орган, действующий от имени РФ, ее региона или МО, имеющий соответствующие полномочия.

Цена

В нее включается рыночная стоимость надела и недвижимого имущества, расположенного на нем. Кроме этого, в цену входят убытки при изъятии земельного участка, а также упущенная выгода.

В соглашении обязательно указываются потери, которые несет владелец из-за досрочного прекращения своих обязательств по отношению к третьим лицам.

К акту выбора надела должны прилагаться расчеты убытков владельца (пользователя или арендатора), потерь лесного хозяйства и сельскохозяйственного производства. Они определяются с учетом стоимости имущества на дату вынесения постановления об отчуждении надела. По ст.

53 ЗК, правила компенсации убытков, возникших в связи с процедурой изъятия земельного участка либо временным его занятием, ограничением возможностей владельца, арендатора или пользователя, а также ухудшения состояния почвы, обусловленного деятельностью иных субъектов, устанавливается правительством.

Упущенная выгода

Как выше было сказано, она включается в состав возмещения при изъятии. Упущенной выгодой признаются доходы, которые должен был, но не получил владелец надела. К ним следует относить арендную плату, суммы за передачу участка в бессрочное пользование. Упущенной выгодой считаются аналогичные платежи за другую недвижимость, переданную во временную или постоянную эксплуатацию.

Особенности выплаты

Возмещение стоимости надела осуществляется за счет бюджетных средств. Это обуславливается тем, что изъятие земельных участков осуществляется в пользу РФ, региона или МО.

Что касается компенсации потерь, она осуществляется теми субъектами (учреждениями, предприятиями либо организациями), которым предоставляется надел. Вместе с этим финансирование деятельности новых собственников производится из средств соответствующих бюджетов.

Расходы предприятий, понесенные в связи с компенсацией потерь, учитываются в сметах. Соответственно, возмещение в любом случае будет осуществляться из бюджета соответствующего уровня.

Альтернатива компенсации

Собственнику участка при его изъятии может предоставляться другой надел. Стоимость последнего учитывается при установлении выкупной цены. Новый надел предоставляется при наличии свободных территорий в пределах местности. Если цена нового участка будет выше, чем у прежнего, собственнику предлагается или доплатить недостающую сумму, или засчитать разницу в счет потерь.

При отказе уполномоченных органов предоставить надел взамен отчужденного, владелец может обратиться с иском в суд. В данном случае целесообразно заручиться поддержкой организаций, оказывающих юридические услуги на профессиональной основе.

Если в ходе разбирательства будет выявлено сокрытие сведений о наличии свободных территорий, виновные лица должны привлекаться к ответственности.

Нюансы законодательства

В нормативных актах предусмотрен ряд обоснованных различий, касающихся изъятия земли у собственников с одной стороны и у пользователей – с другой. В ЗК установлены правила и для отчуждения наделов у арендаторов. Следует отметить, что последние не предусмотрены в ГК.

Собственники участков при их изъятии имеют возможность получить возмещение стоимости и компенсацию понесенных потерь. Пользователи и арендаторы могут рассчитывать только на последнее. Данное правило представляется вполне обоснованным. В случае арендаторов и пользователей собственник участка не изменяется.

При этом указанным субъектам надел был передан бесплатно. Данное положение оказывает влияние на правила исчисления потерь. Например, оценка сооружений, которые располагаются на изымаемой земле, осуществляется по сметной цене строительства новых объектов, равных имеющимся по емкости, степени механизации и пр.

Расчеты по плодово-ягодным насаждениям (плодоносящим), защитным и прочим многолетним растениям производятся в соответствии со стоимостью саженцев и расходами на высадку и выращивание до начала созревания плодов или смыкания крон.

Оценка незавершенного строительства осуществляется по фактически выполненному объему работ и затратам в ценах, установленных на момент изъятия. Аналогичное правило действует в отношении неплодоносящих насаждений. Компенсация упущенной выгоды производится единовременно.

Сумма должна быть равна доходу, который теряется в течение срока восстановления производства. При определении принципов расчета убытков во всех случаях предусматривается согласование потерь с заинтересованными субъектами. При этом они должны оформляться актом, регистрируемым в местной администрации.

Неиспользование надела

Земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственной деятельности или строительства, но не эксплуатирующийся по своему назначению в течение трех лет, может быть изъят, если в законодательстве не предусматривается более продолжительный срок.

В указанный период не включается время, необходимое для проведения работ по освоению надела, а также период, на протяжении которого он не мог использоваться в связи со стихийными бедствиями или иными обстоятельствами.

Для того чтобы изъятие было правомерным, факты, указывающие на то, что участок не эксплуатировался, должны документироваться. При предоставлении территорий для сельскохозяйственного производства предполагается начало выпуска продукции сразу после завершения периода, необходимого на освоение.

Его продолжительность должна указываться в документации на надел. При передаче участка для строительства недвижимых объектов началом эксплуатации может считаться непосредственная реализация утвержденного проекта. В ст.

39 ЗК указанный выше трехлетний срок дублируется, и предусматривается обязанность субъектов, обладающих участками по праву бессрочного пользования и наследуемого (пожизненного) владения, при разрушении сооружения приступить к его восстановлению в течение трех лет. Аналогичные правила действуют в отношении арендаторов и лиц, эксплуатирующих наделы по срочным договорам.

Нарушение предписаний законодательства

Если собственник не соблюдает требования рационального землепользования, участок может быть изъят. К нарушениям предписаний законодательства, в частности, относят эксплуатацию надела не в соответствии с целевым назначением, деятельность, вызывающую существенное снижение плодородия почвы или ухудшение экологической обстановки на местности.

Использование земель практически всегда сопровождается негативным влиянием на ее естественные свойства. В этой связи владельцы, арендаторы и пользователи должны исполнять экологические требования. В соответствии со ст. 42 ЗК, субъекты обязаны использовать наделы согласно их целевому назначению, а также принадлежности к той либо иной категории.

При этом допускаются только такие способы эксплуатации территории, которые не причиняют ущерб окружающей среде. ФЗ № 101 регламентирует мероприятия по обеспечению плодородия территорий сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с нормативным актом, для производства с/х продукции должны использоваться способы, исключающие либо снижающие негативное влияние на окружающую среду.

Природоохранные мероприятия

В ст. 13 ЗК предусмотрены обязанности субъектов, осуществляющих пользование землей. В частности, лица должны осуществлять мероприятия по:

  1. Сохранению почвы и ее плодородия.
  2. Защите земли от ветровой и водной эрозии, подтопления, селей, вторичного засоления, заболачивания, уплотнения, иссушения, загрязнения химическими и радиоактивными соединениями, захламления отходами и прочих негативных факторов, вызывающих ее деградацию.
  3. Охране сельскохозяйственных территорий от заражения вредителями растений, зарастания сорняками, мелколесьем и прочего ухудшения состояния.
  4. Устранению последствий загрязнений, биогенного в том числе, а также захламления земель.
  5. Обеспечению сохранения надлежащего уровня мелиорации.
  6. Рекультивации, восстановлению плодородия, своевременному вовлечению наделов в оборот.

Ответственность субъектов

Использование земли не по целевому назначению, причинение ей вреда выступают как правонарушения. Они влекут применение к виновному мер ответственности. В качестве одной из них выступает принудительное изъятие. Оно осуществляется исключительно по постановлению судебной инстанции.

Соответствующее заявление направляется органом госвласти региона, местной структурой самоуправления (в установленных законом случаях) по правилам, определенным в ЗК. Нормативными актами предусматривается обязанность указанных институтов уведомить субъекта о нарушениях, которые им допущены.

Правила предварительного уведомления определяются в ЗК.

Заключение

Владелец может не согласиться с решением об изъятии его участка или с предложенной стоимостью. В этом случае уполномоченный орган власти имеет право направить иск в суд. Заявление о выкупе участка может предъявляться в течение двух лет с даты направления владельцу соответствующего уведомления (о предварительном согласовании).

Стоит сказать, что в законодательстве присутствует достаточно много противоречий и неясностей. Во избежание проблем и для пресечения неправомерных действий со стороны органов региональной и местной власти при возникновении ситуаций, связанных с отчуждением наделов эксперты рекомендуют воспользоваться помощью квалифицированных юристов.

Источник: http://.ru/article/261079/izyyatie-zemelnyih-uchastkov-osnovaniya-poryadok-konsultatsiya-yurista

Росреестр об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Росреестр об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд

11 Июля 2017

Консультируют специалисты Управления Росреестра по Оренбургской области:

Чем вызвана необходимость изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд?

У государства или муниципалитетов может возникнуть необходимость строительства крупных инфраструктурных объектов на земельных участках, находящихся в собственности граждан и компаний. Такие участки могут изыматься у собственников, если иного способа решения задачи нет.

Эта процедура называется изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Пример — Сочи во время строительства олимпийских объектов. В качестве другого примера может служить необходимость строительства крупных автотранспортных магистралей и железнодорожных веток.

Изъятие земельных участков для государственных нужд – процесс длительный и занимает по времени не менее полугода.

Условия изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд Земельные участки для государственных или муниципальных нужд изымаются при обязательном наличии одного из условий:

— для строительства или реконструкции объектов федерального, регионального или местного значения, предусмотренных документами территориального планирования и проектами планировки территории, но не позднее 3 лет от даты утверждения таких документов;

— для создания или расширения особо охраняемой природной территории;

— для выполнения международного договора;

— для выполнения работ, связанных с пользованием недрами;

— после признания аварийного состояния многоквартирного дома.

Единственной категорией земель, которая не может быть изъята, являются земли особо охраняемой природной территории, предоставленные федеральным госбюджетным учреждениям, осуществляющим управление такими природными территориями, «за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами».

Кто принимает решение об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд?

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть принято федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации или органами местного самоуправления, причем решение об изъятии органы власти принимают не только по своей инициативе, но и по ходатайству субъектов естественных монополий, недропользователей и иных организаций (п. 4 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ). Ходатайство может быть подано отношении одного или несколько участков. В ходатайстве об изъятии должна быть указана цель изъятия. Ходатайствующая организация должна оплатить все расходы по кадастровым работам и выплате возмещения за изымаемую недвижимость, что позволит сэкономить бюджетные средства (п. 1 ст. 56.7 Земельного кодекса РФ).

С чего начинается изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд?

Изъятие земельного участка начинается с выявления лиц, которым он принадлежит.

Для этих целей орган, принимающий решение об изъятии, направляет запрос в Росреестр, а если такой запрос не дал результатов – в архивы, органы государственной власти, органы местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также предполагаемым правообладателям изымаемых земельных участков.

Помимо этого, поиски собственников изымаемых участков ведутся посредствам размещения сообщений на своем официальном сайте и на городских информационных щитах не менее, чем за 60 дней до принятия решения об изъятии (ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Если правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган должен обратиться в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на изымаемых земельных участках (п. 10 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Как уведомляется правообладатель о решении об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд ? В течение 10 дней после принятия решения об изъятии земельного участка уполномоченный орган доводит его до сведения заинтересованных лиц: размещает на своем официальном сайте и в печатных СМИ, направляет копию в Росреестр, правообладателям изымаемой недвижимости и в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ). Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения его копии, со дня возврата отправителю заказного письма, или со дня направления письма на электронную почту (а если нет сведений о месте его проживания или адресе «электронки» — со дня опубликования решения об изъятии). Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия и может быть обжаловано в суд (п. 13-14 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ). Соглашение об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд Соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Если лицу принадлежат земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, соглашение об изъятии недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества (п. 2 ст. 56.9 Земельного кодекса РФ). При наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, в соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление им земельных участков или иных объектов недвижимости взамен изымаемых. К таким отношениям применяются правила гражданского законодательства о мене. Принудительное изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд О принудительном изъятии речь пойдет в том случае, если властям не удалось договориться мирным путём с собственником (правообладателем) о выкупе его земли. Тогда производится принудительное изъятие, но по решению суда. В этом случае сумма выкупа земельной собственности и находящихся на ней построек будет определяться судом при условии предварительного и равноценного возмещения. Это означает то, что за участок власти заплатят по рыночной цене. Иск в суд о принудительном изъятии орган власти может подать только через 90 дней после того, как собственник участка или его арендатор получит проект соглашения об изъятии земельного участка.

Цена земельного участка, изъятого для государственных и муниципальных нужд Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

На материальное возмещение при изъятии земельных участков могут претендовать не только их собственники, но и правообладатели, владеющим такими землями на правах аренды, безвозмездного пользования, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения (п. 3 ст. 56.

8 Земельного кодекса РФ). Выкупная цена изымаемого земельного участка определяется по результатам проведенной оценки (Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Размер возмещения определяется не позднее, чем за 60 дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости. В размер возмещения включаются:

• рыночная стоимость земельного участка или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению в связи с изъятием;

• убытки, причинённые изъятием земельного участка, или убытки в связи с невозможностью исполнения правообладателем обязательств перед третьими лицами (например, по договору аренды);

• упущенная выгода. Если на изымаемых участках расположен многоквартирный комплекс или иное здание, то правообладателям жилья предоставляется аналогичное помещение на основании договора социального найма.

Возмещение за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ или в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, поданного организацией, за счет средств указанной организации.

Законом конкретизированы и объекты, не подлежащие учёту при установлении размера возмещения.

Так, правообладатель участка не сможет получить возмещение за строение на земельном участке, если оно не соответствует разрешённому использованию участка, или за убытки, возникшие в связи с невозможностью исполнения договора аренды участка, если такой договор был заключён после получения уведомления об изъятии земли (п. 8 ст. 56.8 ЗК РФ).

Государственная регистрация и кадастровый учет земельных участков, изъятых для государственных и муниципальных нужд Снятие с государственного кадастрового учета и прекращение государственной регистрации прав на исходные земельные участки, права на которые прекращаются в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд, осуществляются только одновременно с осуществлением государственной регистрации прав на земельные участки, образованные на основании решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд. Эта норма действует и в отношении земельных участков, права на которые у граждан или юридических лиц возникают на основании соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд или решения суда о таком изъятии. Законодателем предусмотрены сроки для исключения по решению государственного регистратора прав из Единого государственного реестра недвижимости дополнительных сведений о решении об изъятии – по истечении трех лет со дня принятия решения об изъятии.

ИСточник

Источник: http://sroroo.ru/press_center/news/2212447/

Изъятие земельного участка у собственника

По законодательству государство вправе изымать земельные участки у собственников.

Чаще всего это происходит по двум причинам — при ненадлежащем использовании выделенной земли или при возникновении необходимости.

Во втором случае указанная территория обычно переходит в категорию общего пользования за счет строительства объектов государственного или муниципального значения.

Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд

Принудительное изъятие земельного участка наступает в случаях, когда соответствующее решение принято органами местного самоуправления. К примеру возникает необходимость построить линию электропередачи или провести дорогу. В этом случае по результатам составленного проекта определяются те земли, которые могут быть изъяты в соответствии с законодательством.

В соответствии со статьей 56.3 ЗК РФ, имеется несколько условий, по которым земля может изыматься для государственных и муниципальных нужд:

  • если указанная территория изначально отводилась под строительные нужды и была передана во временное пользование;
  • наличие документального обоснования для проведения соответствующей процедуры;
  • после утверждения плана строительства имеется три года на принятие решения об имеющихся владениях;
  • инициатором решения могут быть не только федеральные или местные органы, но и определенные организации с естественным правом на использование земли государственного или муниципального значения.

При этом запрещается забирать те земли, которые были предоставлены бюджетным организациям с целью их охраны и благоустройства.

Закон об изъятии земельных участков

Основным правовым нормативом по возврату земли в собственность государственных и муниципальных органов власти является глава 7.1 Земельного кодекса РФ. Она регламентирует важнейшие аспекты в реализации данной процедуры. На их основании могут разрабатываться локальные постановления и разрабатываться последующие соглашения.

Проведение государственных мероприятий, таких как строительство скоростных магистралей или организация международных событий создает предпосылки для внесения поправок в текущее законодательство.

Изначально для регламента перераспределения территорий издаются отдельные законы и указы, которые относятся к каждому конкретному строительству.

На их основе вырабатываются общие правила и соответствующие поправки вносятся уже в общий закон.

Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Глава 7.1 ЗК РФ устанавливает общий порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Регламентируются следующие аспекты:

  • перечень органов, которые имеют право инициировать процедуру;
  • условия и основания, по которым земли могут изыматься;
  • порядок выявления лиц, земля которых подлежит передаче в государственную собственность, а также принятие соответствующего решения;
  • составление соглашения об изъятии, а также порядок возмещения убытков;
  • процедура перехода права владения от собственника к государству.

Кроме указанных вопросов отдельно рассматривается процедура, когда земля изымается по инициативе органов местного самоуправления для комплексного развития территорий общего пользования.

Постановление об изъятии земельного участка для муниципальных нужд

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд составляется как для отдельного объекта, так и для нескольких сразу. К примеру если речь идет о сносе многоквартирного дома, составляется обычно одно постановление.

При этом выполняется следующая процедура:

  • с момента принятия постановления в течение 10 дней соответствующая информация размещается на официальном сайте или других соответствующих источниках информации;
  • при опубликовании информации сохраняется порядок расположения изымаемой недвижимости;
  • копии постановления направляются каждому собственнику, чьи интересы в данном случае затрагиваются;
  • в органы регистрации прав собственности также направляется отдельная копия;
  • если недвижимость изымается на основании ходатайства, то в подавшую его организацию также направляется копия решения.

В постановлении обязательно должны быть указаны основания для принятого решения, а также правовая основа, по которой данный вопрос регулируется.

Компенсация при изъятии земельного участка для госнужд

Правовое регулирование возмещения убытков причиненных изъятием земельных участков обеспечивается статьей 56.8 ЗК РФ. Она указывает, что компенсация за лишение собственности назначается в соответствии с ее рыночной стоимостью.

Определенные объекты не подлежат возмещению:

  • объекты недвижимости, которые были возведены в нарушение правил пользования или аренды;
  • те территории или объекты, которые появились после уведомления собственника о предстоящей процедуре.

То есть возмещение убытков возникших при правомерном изъятии земельного участка может производится на основании тех данных, которые имеются до направления собственнику соответствующего уведомления. Размер компенсации устанавливается не менее чем за два месяца до направления соглашения собственнику.

Соглашение об изъятии земельного участка

Статья 56.9 ЗК РФ регулирует те аспекты, которые касаются составления соглашения как основного документа, по которому право владения переходит от текущего собственника к государственным или муниципальным органам власти. В такой документ включаются следующие положения:

  • полные наименования или имена лиц, которые подписывают соглашение;
  • кадастровые номера изымаемых участков;
  • основания принятого решения, цель, а также реквизиты соответствующего документа;
  • перечень тех прав, которые возникают или перестают действовать в результате подписания данного документа;
  • сроки передачи собственности, они не могут превышать период в полгода;
  • размеры и порядок выплаты компенсации.

Дополнительно могут указываться определенные нюансы, к примеру в отношении отдельных сооружений, право использования которых сохраняется за собственником.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юристаЗадать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

  • +7 (499) 577-01-78 — Москва и обл.;
  • +7 (812) 467-38-97 — Санкт-Петербург и обл.;
  • +7 (800) 707-31-40 — все регионы РФ.

(8 3,63 из 5)
Загрузка…

Источник: http://classomsk.com/zemelnoe-pravo/izyatie-zemelnogo-uchastka-u-sobstvennika.html

Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд

В ряде случаев принадлежащий физическому лицу земельный участок может быть изъят для государственных или муниципальных нужд.

Речь идет о таких ситуациях, когда именно в месте нахождения данного земельного участка необходимо, например, построить объекты систем электро-, газоснабжения либо проложить трассу федерального или регионального значения.

1 апреля 2015 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации №499 от 31.12.

2014 года «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» , который дополнил Земельный Кодекс Российской Федерации2 (далее ЗК РФ) достаточно объемной по количеству статей главой VII.1, именуемой «Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд». Это изменило существующий прежде порядок изъятия земельных участков.

style=»display:inline-block;width:240px;height:400px» data-ad-client=»ca-pub-4472270966127159″

data-ad-slot=»1061076221″>

Ранее в ЗК РФ данной процедуре было посвящено лишь некоторое количество норм, особо не раскрывающих суть института изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, то сегодня ей посвящена отдельная глава.

С учетом ранее полученного опыта и практики изъятия земельных участков (например, полученный при организации проведения встречи участников форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества во Владивостоке в 2012 году, при организации Олимпиады в Сочи в 2014 году, для реализации которых принимались самостоятельные специальные Федеральные законы, устанавливающие упрощенный порядок изъятия земель), регламентирован универсальный порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, который позволит руководствоваться исключительно положениями ЗК РФ, что в свою очередь станет содействовать в том числе и единению практики. Пункт 1 статьи 56.3 ЗК РФ допускает изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.

Необходимо определиться, что следует понимать под «государственными» и «муниципальными нуждами». Ранее данные термины раскрывались в ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»2 , который утратил силу с 1 января 2014 года.

В вышеуказанном законе под государственными нуждами понимались обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков, для исполнения международных обязательств РФ, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.

В свою очередь, под муниципальными нуждами следовало понимать обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков. В связи с тем что закон утратил силу, а дефиниции данных терминов нигде более не зафиксированы, возникает вопрос: что следует понимать под «государственными и муниципальными нуждами»? можно ли руководствоваться понятиями из закона, который утратил силу? В этой части вопрос остается нерешен, создавая некие препятствия для правоприменителя в связи с работой с названными нормами. Введение новой главы в ЗК РФ создает ряд практических проблем.

В частности, не совсем ясно, может ли орган местного самоуправления муниципального района самостоятельно принимать решения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд сельских поселений? По мнению Минэкономразвития РФ, на основании п.4 ст. 56.

3 ЗК РФ изъятие осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 56.

2 ЗК РФ, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного установленной п.1 ст. 56.4 ЗК РФ организацией. К тому же, следует отметить, что Федеральный Закон

№1311 относит изъятие земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд к вопросам местного значения муниципального района (п.15 ч.1 ст.15 ФЗ №131). Следовательно, да, у органов местного самоуправления появилось право самостоятельно принимать решение об изъятии и приводить его в действие.

В связи с этим возникает вопрос относительно организаций, имеющих право ходатайствовать об изъятии участков для государственных или муниципальных нужд. Статья 56.4 ЗК РФ устанавливает закрытый перечень таких организаций, часть вторая ко всему прочему добавляет, что он устанавливается Правительством Российской Федерации.

В связи с тем, что в этот список включены организации, являющиеся субъектами естественных монополий, возникает вопрос: так как ФЗ «О естественных монополиях»2 в ст.

4 ограничивает перечень допустимых сфер деятельности естественных монополий, не включая в него некоторые варианты хозяйственной деятельности (например, автодорожное строительство), возможно ли при принятии решения об изъятии земельных участков для строительства автомобильной дороги общего назначения, на основании ст.

49 ЗК РФ, руководствоваться пп.2 п.1 ст. 56.4 ЗК РФ? Казалось бы, в законодательстве обнаружен пробел, но вскоре после введения в действие Главы VII.

1 ЗК РФ, было принято Постановление Правительства РФ3 , позволяющее разрешить данный вопрос следующим образом: Постановление утверждало перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайством, в числе которых обнаруживались организации, являющиеся субъектами естественных монополий, в случае изъятия земельных участков для размещения линейных объектов, которыми являются автомобильные дороги.

Соответственно, при рассматриваемом изъятии следует применять пп.2 п.1 ст. 56.4 ЗК РФ. В случае принятия решения об изъятии земельных участков на основании ходатайства об изъятии организация, подавшая такое ходатайство, в частности, несет расходы по опубликованию сообщения о планируемом изъятии земельных участков и размещении информации на информационных щитах (пункт 2 статьи 56.

5 ЗК РФ), принимает участие в подготовке и заключении соглашения об изъятии земельных участков (пункт 1 статьи 56.7 ЗК РФ, статья 56.10 ЗК РФ), выплачивает возмещение за изымаемые земельные участки (пункт 13 статьи 56.10 ЗК РФ), а также имеет право обращаться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (пункт 10 статьи 56.

10 ЗК РФ).4

Пункт 3 статьи 56.

3 ЗК РФ «решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение трех лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов», фактически определяет основание для решения вопроса об обусловленности указанного трехлетнего срока.

Разъяснить данную норму помогает Минэкономразвития РФ, который в Рекомендации указал: «срок, указанный в п.3 ст. 56.3 ЗК РФ связан среди прочего и со сроком резервирования земельных участков, который в соответствии с п.3 ст. 70.1. ЗК РФ не может превышать трех лет для целей, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ».

Некоторых сроков все-таки коснулись изменения, так в редакции, действовавшей до 1 апреля 2015 года, ст. 282 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) устанавливала трехлетний срок для предъявления иска о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд, исчислявшийся с момента направления собственнику уведомления о предстоящем изъятии.

В настоящий момент статья устанавливает, что иск о принудительном изъятии может быть предъявлен в течении срока действия решения об изъятии земельного участка, который, ссылаясь на п.13 ст.56.6 ЗК РФ составляет три года с момента его принятия. Истечение вышеназванного срока будет являться основанием для отказа в удовлетворении иска.

На основании вышеизложенного можно отметить, что в целом введенная глава по праву нашла свое место в действующей редакции Земельного Кодекса Российской Федерации.

Следует отметить, что глава регулирует порядок обращения в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления с ходатайством об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, она также четко определяет органы, которые должны принимать решение об изъятии земельных участков, условия изъятия и порядок принятия об этом решения. Наряду с изложенным решаются вопросы определения размера возмещения в связи с изъятием, порядок заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд.

Несмотря на ряд вопросов, возникающих в процессе ее применения, она позволит обеспечить не только детальное рассмотрение вопросов, связанных с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ведь ранее в ЗК РФ содержалось всего несколько норм), освободит законодателя от разработки и принятия новых Федеральных Законов, регламентирующих отдельные проекты, связанные с изъятием земельных участков, но и станет способствовать однообразию практики.

А. С. Алексеева

земельный участок

Мы очень признательны Вам комментарии. Спасибо!

Источник: http://www.finexg.ru/izyatie-zemelnyx-uchastkov-dlya-gosudarstvennyx-i-municipalnyx-nuzhd/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть