Кому в постоянное бессрочное пользование земельные участки не предоставляются? а также о переоформлении права, регистрации и договоре постоянного пользования

О переоформлении прав постоянного (бессрочного) пользования земельными участками

Кому в постоянное бессрочное пользование земельные участки не предоставляются? А также о переоформлении права, регистрации и договоре постоянного пользования

Бобин П.Н., Юрист

Земельный кодекс РФ (далее — ЗК РФ) существенно ограничил круг субъектов права постоянного (бессрочного) пользования. Согласно п. 1 ст.

20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки могут предоставляться только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и местного самоуправления, т.е. организациям, созданным государством либо муниципальными образованиями.

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. от 30.06.2006) прочие юридические лица, не указанные в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, обязаны в срок до 1 января 2008 г.

переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести их в собственность (а религиозные организации — на право безвозмездного срочного пользования) по своему желанию в соответствии с правилами ст.

36 ЗК РФ.

Что означает включение подобной нормы в текст Вводного закона, каким образом она будет применяться на практике, на каких условиях, каковы последствия неисполнения требования о переоформлении вещного права до 1 января 2008 г., существует ли механизм принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования землей — вот вопросы, требующие ответа.

Прежде всего следует отметить юридическую неточность, с которой сформулировано вышеприведенное положение Закона.

Начнем с того, что термин «переоформить» имеет не юридическое, а бюрократическое значение. Цивилистика не знает такой терминологии применительно к вещным правам. Наука гражданского права, а также действующее гражданское законодательство при описании того или иного вещного права использует такие понятия, как содержание вещного права, его возникновение и прекращение, переход права.

В данном случае процедура так называемого переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, на наш взгляд, включает в себя как минимум два этапа: 1) отказ правообладателя от принадлежащего ему права; 2) приобретение (возникновение) нового права на землю (аренды либо права собственности). После отказа от права постоянного(бессрочного) пользования, сделанного в письменной форме, между организацией и органом власти должен заключаться договор аренды либо купли-продажи земельного участка.

При этом как прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, так и вновь возникшее право на землю подлежит регистрации в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о госрегистрации).

Поскольку согласно п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента такой регистрации, моментом исполнения требований ст. 3 Вводного закона следует считать дату внесения записи о новом праве на землю в Единый государственный реестр.

Следует заметить, что ни Закон о введении в действие Земельного кодекса, ни ЗК РФ не устанавливают саму процедуру переоформления прав на землю, не определяют ее порядок, условия и сроки, а также государственные гарантии для землепользователей.

В частности, отсутствует ясность в отношении ставок арендной платы и размера выкупной цены за земельные участки. Нет механизма по возмещению затрат и убытков землепользователей.

Другой важный вопрос, возникающий в связи с появлением данной нормы закона: каковы последствия неисполнения в установленный законом срок требования о переоформлении прав на землю? Прекращаются ли после 1 января 2008 г. права землепользователей, не прошедших процедуру переоформления?

Анализ действующего законодательства приводит к выводу о том, что неисполнение данного требования не несет никаких гражданско-правовых последствий для правообладателей. Пропуск срока, установленного ст.

3 Вводного закона, не влечет прекращения вещных прав и не является основанием для их отмены. Более того, п. 3 ст. 20 ЗК РФ говорит о том, что ранее возникшие права постоянного (бессрочного) пользования землей у граждан и юридических лиц сохраняются.

Таким образом, Закон не ограничивает существование указанных вещных прав каким-либо сроком.

Необходимо также помнить о том, что согласно ст. 2 Закона о госрегистрации зарегистрированное право на недвижимое имущество (в том числе право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками) может быть оспорено только в судебном порядке. В данном же случае нет оснований и для судебных исков.

Такой вывод подтверждается позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 25 декабря 2003 г. № 512-О,[1] согласно которому п. 2 ст. 3 Вводного закона не содержит какого-либо основания для изъятия соответствующих земельных участков, не допускает внесудебного лишения имущества, а предусматривает лишь возможность изменения титулов на землю.

Таким образом, следует признать очевидным тот факт, что на сегодняшний день исполнение требования о переоформлении прав может осуществляться сугубо добровольно, по желанию самих правообладателей.

При этом за «не переоформившими» свои права на землю до 1 января 2008 г. право постоянного (бессрочного) пользования сохраняется. Основания и механизм для принудительной реализации ст.

3 Вводного закона и прекращения данного вещного права отсутствуют.

Что это: пробел законодательства или государственная политика?

Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к теории гражданского права. Одним из основополагающих положений является принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, защиты и восстановления нарушенных прав.

Здесь необходимо заметить: когда речь идет о вещных правах на землю, их возникновении, осуществлении и прекращении, мы попадаем в сферу прямого действия права гражданского, ибо в условиях рыночной экономики земельный участок как недвижимое имущество является объектом гражданских прав. А соответствующие имущественные отношения по поводу земли, включая указанные в Главе 17 ГК РФ вещные права на землю, входят в предмет гражданско-правового регулирования.

В силу этого любые ограничения гражданских прав допустимы только на основании закона. Согласно п. 2 ст.

1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Сказанное целиком и полностью относится к праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.

При этом государство несет всю полноту имущественной ответственности за любые такие ограничения (не говоря уже об издании нормативного акта, прекращающего гражданские права). Убытки, причиненные правообладателям в результате принятия акта, ограничивающего либо прекращающего гражданские права, должны быть компенсированы государством в полном объеме.

С учетом изложенного становится понятной позиция законодателя в этом вопросе. С одной стороны, государственная политика направлена на сокращение числа вещных прав на землю. Для «обычных» юридических лиц — это право собственности либо право аренды.

С другой стороны, государство хочет достичь указанных целей с наименьшими имущественными затратами.

Поэтому, не издавая актов о прекращении вещных прав на землю, предпринимает попытки понудить к этому землепользователей «добровольно», в том числе, с помощью административных и прочих мер внеэкономического принуждения.

Все это свидетельствует об одностороннем подходе к проблеме реформирования существующей системы прав на землю.

Естественно, правообладателям необходимо ясно понимать, что при таком «добровольном переоформлении» они вынуждены будут за свой счет нести любые затраты, связанные с переоформлением прав, включая свои прямые и косвенные убытки.

К тому же далеко не всегда землепользователи могут быть заинтересованы в переоформлении своих прав.

Ведь те же арендные отношения гораздо выгоднее государству, чем арендаторам, поскольку дают возможность арендодателю устанавливать сроки, режим использования земельных участков, размер платежей и иные существенные условия.

При этом ставки арендной платы могут оказаться выше ставок земельного налога.

А покупка земли в собственность требует значительных финансовых затрат, что означает фактическое изъятие денежных средств из хозяйственного оборота организаций (действующее законодательство не предусматривает безвозмездной передачи земли в собственность юридическим лицам, пожелавшим переоформить свои права). Опять же, повторимся, любые невыгодные последствия такого «переоформления» ложатся в полном объеме на плечи самих правообладателей.

Не желая брать на себя имущественные последствия принимаемых решений, государство пытается решить эту проблему за счет землепользователей. Стоит ли говорить, что подобная позиция при решении вопросов, затрагивающих хозяйственную деятельность многих организаций, требует корректировки.

Такое положение дел, на наш взгляд, дает основания сомневаться в целесообразности включения данной нормы в текст Закона о введении в действие Земельного кодекса, по крайней мере в редакции, существующей на сегодняшний день.

Список литературы

1 Cм.: Определение Конституционного Суда РФ от 25.12.2003 № 512-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Нижегородской области о проверке конституционности положения абзаца первого пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Источник: http://MirZnanii.com/a/187621/o-pereoformlenii-prav-postoyannogo-bessrochnogo-polzovaniya-zemelnymi-uchastkami

Право постоянного бессрочного пользования земельным участком

Поскольку во времена СССР частной собственности на землю и иные объекты не существовало, то земли предоставлялись в постоянное пользование, и подобное право закреплялось при подписании бессрочного договора. О том, в каких случаях можно задействовать такую возможность и о юридических особенностях реализации права – в этой статье.

Кто и кому предоставляет

Суть в том, что частное, юридическое лицо, государственное учреждение или государственный (а также муниципальный) орган власти могут использовать землю в течение неограниченного периода времени на определенных условиях:

  • осуществление исключительно тех видов хозяйственной и иной деятельности, которые разрешены в соответствии с подписанным договором;
  • выполнение взятых на себя обязательств по природоохранной деятельности, улучшению плодородия земли, сохранении почвы от эрозии и т.п.;
  • соблюдение прочих условий, которые изначально устанавливаются в договоре.

Основания, регулирующие такие случаи, прописаны в Земельном кодексе. В частности, статья 39.9 напрямую указывает, каким образом, кто и кому может предоставить землю, которую можно использовать постоянно (фактически бессрочно). Задействовать такое право могут только 4 категории государственных учреждений:

  1. Органы власти федерального и муниципального уровня – например, Министерство обороны РФ, Правительство Москвы, Заксобрание Санкт-Петербурга, Администрация города Ставрополя и т.п.
  2. Государственным учреждениям федерального и муниципального уровня любых типов – казенных организаций, автономных или бюджетных.
  3. Казенные предприятия, например, Казенное предприятие Омской области «Центр питательных смесей».
  4. Центры по изучению, сохранению наследия президентов России, которые прекратили свою деятельность – например, «Ельцин Центр».

Вопрос о передаче земли в постоянное пользование с заключением соответствующего договора решают уполномоченные федеральные и муниципальные органы власти – например, Администрация города или другого населенного пункта.

По решению появляется соответствующий документ (Постановление или Распоряжение), в котором прописываются основания для передачи, наименование организации, принявшей землю в пользование и прочие существенные условия.

Переоформление

Таким образом, для полноценного пользования и владения земельным участком нужно переоформить право с бессрочного (постоянного) на право собственности (в некоторых случаях допускается оформить договор долгосрочной аренды). Процедура выглядит следующим образом:

  1. Гражданин (или представитель юридического лица) обращается в местную Администрацию (или МФЦ) и подает пакет документов:
  • паспорт;
  • кадастровый паспорт;
  • выписка из ЕГРН, если на территории есть капитальные строения, которые предполагается оформить в собственность;
  • документ, который подтверждает получения права бессрочного пользования;
  • в случае с юридическим лицом дополнительно предоставляется свидетельство о госрегистрации;
  • в случае с индивидуальным предпринимателем – свидетельство о регистрации ИП.
  1. Исполнительный орган принимает соответствующее решение (не более 30 календарных дней) и выпускает распоряжение с разрешением на приватизацию или отказом.
  2. После этого вместе с указанным пакетом документов, а также с решением органа власти гражданин отправляется в Росреестр и осуществляет процедуру регистрации права собственности. В итоге он получает свидетельство, которое в настоящий момент заменено другим документом – выпиской из ЕГРН. Выписка удостоверяет право собственности, фиксирует факт отсутствия обременения (арест, залог и т.п.) и приводит детальные сведения об участке (площадь, адрес и др.).

Бывают также случаи, когда кадастровый паспорт еще не был получен – т.е. граждане пользуются землей, в отношении которой еще не было установлено официальных границ.

Тогда нужно сначала провести процедуру межевания, после чего обратиться в Кадастровую палату (Росреестр) для получения кадастрового паспорта.

Все расходы по межеванию, а также оплата госпошлины осуществляются за счет заинтересованного лица.

Бессрочное переоформление юридическими лицами

Наряду с тем, что по общему требованию каждая компания уже должна была переоформить право до 1 июля 2012 года, существует несколько категорий земель (по организационно-правовой форме), на которое такое ограничение не распространяется:

  1. Некоммерческие объединения граждан – для целей садоводства и/или огородничества.
  2. Некоммерческие объединения граждан – дачи.
  3. Потребительские кооперативы с гаражами.
  4. Земли, принадлежащие унитарным предприятиям (государственным или муниципальным).

Ответственность в случае уклонения от переоформления

Изначально выданные земельные участки (вне зависимости от даты, условий предоставления и прочих обстоятельств) предполагали фактически постоянное пользование с бессрочным правом аренды. Однако пользователь не мог каким-то образом распорядиться своей землей – например, предоставить в аренду другому лицу, продать, обменять, завещать и т.п.

В настоящий момент необходимо переоформить землю и узаконить свое владение/пользование ею. При этом в случае с юридическими лицами предельный срок был назначен на 1 июля 2012 года. И если во владении есть подобные участки, пользование ими осуществляется незаконно, что может привести к административной ответственности в виде наложения штрафа:

  • минимальная сумма 20 тысяч рублей;
  • максимальная сумма 100 тысяч рублей.

Решение об изъятии или иных изменениях будет принимать уполномоченный государственный или муниципальный орган.

В случае с частными гражданами момент переоформления существует тоже бессрочно – то есть фактически у физических лиц есть выбор:

  1. Продолжать использовать землю сколь угодно долго, вплоть до возможного изменения законодательства в этой сфере.
  2. Оформить в аренду или собственность.

Права и обязанности пользователя

Подобные вопросы подробно прописываются в Земельном кодексе. Любой гражданин имеет право:

  1. Пользоваться в соответствии с любым видом разрешенной деятельности. При этом можно задействовать и саму почву, и водоемы, находящиеся на территории, и недра, залегающие на глубине (исключая случаи, где подобные возможности не предусмотрены в соответствии с распоряжением – например, в природоохранных зонах).
  2. Возвести капитальное строение, временные постройки, хозяйственные помещения для личных нужд.
  3. Создать магазин, иное помещение, в котором предполагается осуществлять коммерческую деятельность, а также производственные цеха, в которых будет создаваться определенная продукция, вспомогательные постройки для производственной деятельности.
  4. Производить работу по орошению, мелиорации, осушению почвы.
  5. Переоформить в собственность или арендовать его – подобная процедура для частных лиц полностью бесплатна.

Наряду с правами существуют и определенные обязанности:

  1. Заниматься только теми видами деятельности, которые разрешены.
  2. Предпринимать все меры по поддержанию плодородия почвы.
  3. Соблюдение экологических и санитарных требований.
  4. Соблюдение мер противопожарной безопасности.
  5. Запрещаются любые формы распоряжения землей – продажа, мена, сдача в аренду и т.п.
  6. Исполнять прочие обязательства, которые были прописаны в соответствующем распоряжении или постановлении (если таковые были оформлены).

Как формируется выкупная цена

Практически во всех случаях земельный участок нужно выкупать за свой счет, потому что фактически происходит смена владельца – государство в лице федерального, муниципального органа власти или предприятия уступает свои права частному гражданину мили юридическому лицу.

Порядок установления цены регулируется федеральным законодательством (ориентируются на кадастровую стоимость, которая достаточно близка к рыночной):

  1. Максимальная сумма не превышает:
  • 20% кадастровой стоимости, если земля находится в населенных пунктах, в которых официальное количество проживающих более 3 миллионов человека – т.е. это только Москва и Санкт-Петербург;
  • 2,5% кадастровой стоимости для всех остальных земель (в городах, на дачах, в муниципальных районах и т.п.).
  1. Конкретная стоимость устанавливается субъектом федерации, но в любом случае она не может превышать максимальный предел.

При этом ценообразование происходит с учетом нескольких правил:

  1. Любое региональное правительство, Администрация вправе установить льготы по выкупной цене. Например, во многих субъектах государство субсидирует переоформление права постоянного пользования пенсионерам: они могут перейти с бессрочного права на собственность и оплатить только 50% от его стоимости.
  2. Для юридических лиц, которые арендовали участок, тоже полагаются значительные льготы – они оплачивают в разных регионах от 20% до 60% выкупной стоимости. Точная стоимость при этом зависит не только от решений местной Администрации, но и конкретного постановления комиссии, которая назначается перед проведением подобной сделки. Основной фактор – длительность использования участка арендатором и соблюдение правил ведения деятельности. С другой стороны, на стоимость также повлияет наличие сооружений, а также других имущественных объектов, которые располагаются на территории и относятся к собственности арендатора (или возведены за его счет, но не оформлены).
  3. Наконец, стоимость может и увеличиться при прочих равных обстоятельствах. Предельное повышение – 80% от кадастровой стоимости. При этом опять же в случае с долгосрочным использованием территории, а также при наличии на ней капитальных строений цена снижается.

Цена всегда устанавливается определенным государственным органом – все зависит от того, в чьей собственности находится земля (подробнее – в таблице).

категория собственности кто устанавливает цену
федеральные Правительство РФ
региональные Правительство субъекта
муниципальная земля местная Администрация

Конкретную информацию о стоимости выкупа, о возможных льготах и порядке оформления нужно уточнять в местной Администрации – на официальном сайте или путем личного обращения.

Прекращение права

Возможность постоянного владения прекращается в определенных случаях. Они прописаны в Земельном кодексе (статья 45). Предполагается, что эти случаи могут наступить в результате действий и/или бездействия пользователя:

  1. Постоянные, грубые нарушения правил рационального землепользования как в случае с использованием по назначению, так и не в соответствии с изначальной целью. Подобная причина наступает при условии, если пользователь нанес существенный вред своими действиями или бездействием. В результате почва теряет свое плодородие, а окружающая обстановка подвергается экологической угрозе.
  2. Недостаточно качественное выполнение или полное невыполнение обязательств по договору. Эти обязательства касаются ухода за почвой, проведения постоянных мелиоративных работ, рекультивации, мероприятий по охране почвы, растений, иных видов деятельности.
  3. Неиспользование земли в течение нескольких лет подряд (правила устанавливаются договором и федеральным законодательством).
  4. Использование участка не по назначению полностью или его части. То есть если предполагается осуществление только природоохранной, рекреационной, исследовательской работы, подобные задачи должны реализовываться на всей территории, без исключения. А если на отдельных земельных участках занимались постоянной сельскохозяйственной деятельностью, это грубое нарушение.
  5. Прочие нарушения договора, связанные с невыполнением (или ненадлежащим исполнением) дополнительных обязанностей, которые были прописаны изначально или приняты впоследствии.

Решение о прекращении использования земли может принять не только уполномоченный орган, но и сам пользователь – поэтому существует два варианта окончания действия договора: принудительный и добровольный.

Источник: https://2ann.ru/yuridicheskaya-sut-prava-bessrochnogo-ispolzovaniya-zemelnogo-uchastka/

Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования землей

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПЕРЕОФОРМЛЕНИЕ ПРАВА ПОСТОЯННОГО (БЕССРОЧНОГО) ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЛЕЙ

Земельный кодекс РФ ограничил право постоянного (бессрочного) пользования на землю и обязал отдельные категории землепользователей переоформить земельные участки по своему желанию в аренду или в собственность до января 2012 г.

, а земельные участки, на которых находятся линейные объекты (линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги и железнодорожные линии), — до января 2015 г. За нарушение указанных сроков с января 2013 г. землепользователи будут привлекаться к административной ответственности. С 1 января 2013 г.

Кодекс РФ об административных правонарушениях будет дополнен ст. 7.34, устанавливающей ответственность за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или право собственности.

Землепользователи (юридические лица и индивидуальные предприниматели) будут наказываться штрафами в размере от 20 000 руб. до 100 000 руб.

Данное правило установлено п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 137-ФЗ).

Исключение из него составляют государственные и муниципальные учреждения, казенные предприятия, центры наследия президентов РФ, прекративших свои полномочия, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления. Пункт 1 ст.

20 Земельного кодекса РФ и п. 2.4 ст. 3 Закона N 137-ФЗ сохранили за ними право постоянного (бессрочного) пользования.

Правила п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ в части сроков переоформления не распространяются на юридических лиц, указанных в п. 2.1 данной статьи, в частности на садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, гаражные потребительские кооперативы. Эти организации не ограничены сроком переоформления своего права постоянного (бессрочного) пользования.

Несмотря на то, что п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ разрешает землепользователям переоформить земельный участок в собственность, в Земельном кодексе РФ имеются положения, препятствующие этому.

Ограничение по передаче земли в собственность:

Отказ в переоформлении земельного участка в собственность грозит в случаях, указанных в п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ. Это случаи изъятия земельных участков из оборота, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд, запрета на приватизацию земельных участков, установленные федеральным законом.

Изъятие земельных участков (в том числе путем выкупа) для государственных и муниципальных нужд проводится в исключительных случаях: в связи с выполнением международных обязательств РФ, размещением объектов государственного или муниципального значения, указанных в пп. 2 п. 1 ст.

49 Земельного кодекса РФ, при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, а также в связи с иными обстоятельствами, установленными федеральными законами и законами субъектов РФ. Изъятие земельного участка путем выкупа осуществляется в порядке ст. 279 ГК РФ и ст.

55 Земельного кодекса РФ.

Для сведения: Согласно пп. 2 п. 1 ст. 49 Земельного кодекса РФ не приватизируются земельные участки, на которых размещены следующие объекты:

— объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;

— объекты использования атомной энергии;

— объекты обороны и безопасности;

— объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;

— объекты, обеспечивающие космическую деятельность;

— объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы РФ;

— линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

— объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;

— автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных в ст. ст. 49 и 70.1 Земельного кодекса РФ, и в соответствии с Положением о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 561. Резервирование осуществляется путем выкупа земельного участка у землепользователя.

Запрет на приватизацию установлен для следующих видов земельных участков:

— земельных участков, расположенных в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ (то есть полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования), а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (п. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ);

— земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, автомобильными дорогами и другими объектами (п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ);

— земельных участков в границах особо охраняемых территорий, например земли государственных заповедников, национальных парков (п. 6 ст. 95 Земельного кодекса РФ);

— земель, в границах территорий которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной (п. 5 ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»);

Источник: https://refdb.ru/look/3055603.html

Законодательная база Российской Федерации

  • ПИСЬМО Роспрома «О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФГУП»

Особенности права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками

Согласно п. 1 ст. 20 Земельного кодекса в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются ФКП и ФГУ и не предоставляются ФГУП.

Одновременно в п. 3 ст. 20 Земельного кодекса указано, что права юридических лиц, получивших земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование до вступления в силу Земельного кодекса (30.10.2001), сохраняются. Т.е. если ФГУП владело и пользовалось земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования до 30.10.2001, то это право за ним сохраняется.

В свою очередь, п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ обязывает юридических лиц, за исключением ФКП и ФГУ, переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести их в собственность до 1 января 2008 г. Противоречие между положениями п. 3 ст. 20 Земельного кодекса и п. 2 ст.

3 Закона N 137-ФЗ послужило причиной обращения Законодательного собрания Нижегородской области в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности абз. 1 п. 2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ. Конституционный Суд в Определении от 25.12.2003 N 512-О отказал в принятии к рассмотрению данного запроса и разъяснил, что абз. 1 п. 2 ст.

3 Закона N 137-ФЗ указывает лишь на возможность для юридического лица по своему желанию приобрести земельный участок в собственность или использовать его на правах арендатора (после соответствующего переоформления), свидетельствует о предоставлении права выбора самому юридическому лицу и отсутствии какого-либо произвольного ограничения свободы в заключении договора.

Таким образом, переоформление земельных участков для данной категории юридических лиц является правом, а не обязанностью.

ФГУП, получившие право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками до введения в действие Земельного кодекса и не переоформившие его, признаются плательщиками земельного налога (п. 1 ст. 388 Налогового кодекса).

ФГУП, ФКП, ФГУ, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, освобождаются от уплаты земельного налога в случаях, предусмотренных п. 2 ст.

389 Налогового кодекса (земельные участки изъяты из оборота, ограничены в обороте и предоставлены для обеспечения обороны, безопасности и др.), а также ст.

395 Налогового кодекса (земельные участки заняты государственными автомобильными дорогами общего пользования, расположены на территории особой экономической зоны и др.).

Также согласно статье 15 Налогового кодекса земельный налог имеет статус местного налога, при этом нормы главы 31 «Земельный налог» Налогового кодекса не исключают возможности предоставления ФГУП, ФКП, ФГУ льгот по уплате земельного налога соответствующим решением органа государственной власти или органа местного самоуправления на основании полномочий, установленных статьей 31 Бюджетного кодекса.

В случае отсутствия производственной необходимости, в целях снижения налоговой нагрузки, в соответствии с п. 3 ст. 53 Земельного кодекса, ФГУП, ФКП, ФГУ может отказаться от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Заявление об отказе от права на земельный участок подается в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прилагаются кадастровая карта (план) земельного участка (при ее наличии), подлинники документов, удостоверяющих права на землю, в случае их отсутствия — копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица, документы (письма или приказы), подтверждающие согласие Федерального агентства по промышленности и Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.

В целях снижения издержек и повышения рентабельности отказу ФГУП, ФКП, ФГУ от земельных участков должно предшествовать рассмотрение экономической целесообразности отчуждения земельных участков путем продажи расположенных на них объектов недвижимости (в т.ч. объектов, строительство которых не завершено) или реализации инвестиционных проектов по строительству либо реконструкции таких объектов.

Также возможно принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком при использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, а также по другим основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 45 Земельного кодекса.

  • ПИСЬМО Роспрома «О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФГУП»

Источник: https://zakonbase.ru/content/part/538625

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть