Прекращение права собственности на земельные участки: земельное право, основания, в каких случаях является принудительным?

Содержание

Принудительное прекращение права собственности на земельный участок в 2017 году, основания, порядок прекращение прав на землю, бессрочное пользование | Земельный эксперт в 2017 году

Прекращение права собственности на земельные участки: земельное право, основания, в каких случаях является принудительным? 870

статьи:

Основания принудительного прекращения права собственности на надел

В основном государственном нормативном акте – Конституции РФ, оговорено следующее условие: осуществить такую процедуру как лишение прав собственности можно только на основании судебного решения, что применимо по отношению к любому владельцу имущества.

Данное правило касается и земель, причем, вне зависимости от их целевого назначения. В земельном законодательстве оговорены основания не только принудительного прекращения права собственности на земельный участок. Прекращено может быть и право пожизненного наследуемого владения и право постоянного (бессрочного) пользования. Основания для этого установлены следующие:

  1. Передача в судебном порядке права на землю собственнику строения, расположенного на данной территории, если иное решение не возможно.
  2. Лишение права на землю, если по закону гражданин не может быть ее собственником.
  3. Невыполнение обязательств.
  4. Изъятие надела, владение которым обусловлено правом бессрочного/постоянного пользования или пожизненного наследования для нужд регионального или государственного направления.
  5. Совершение неправомерных действий, в частности:
  • нарушение норм эксплуатации, которые установлены для категории конкретного участка и его предназначения;
  • манипуляции с плодородным почвенным слоем – его снятие и перемещение;
  • игнорирование в течение трех лет целевого назначения площади, и использование ее в направлениях, не связанных с сельским хозяйством, строительством или другим видом работ. Срок может быть изменен ФЗ, также он не относится к наделам, которые невозможно эксплуатировать из-за природных воздействий стихийного характера или других подобных обстоятельств;
  • неправильное использование, что негативно сказывается на способности земли удовлетворять потребности растений и обеспечивать их нормальный рост и созревание;
  • нарушение специального режима эксплуатации территорий, прилегающих к морю, реке, хранилищу и другому водному объекту;
  • несоблюдение правил использования, перевозки, хранения ядовитых веществ, удобрений и прочих средств химического или биологического происхождения, приведшее к нанесению вреда почве, животным или человеку;
  • отсутствие мер по борьбе с разрушением почвенного слоя вследствие воздействия стихий;
  • систематическая неуплата установленных налогов и сборов.

Изъятие надела влечет за собой передачу права собственности другим лицам.

В случае взыскания по обязательствам участок передается гражданину или организации, в пользу которых он изымался, или продается, а обязательства возмещаются за счет этих средств.

При совершении неправомерных действий владельцем или при наличии особой необходимости в данном земельном участке, он становится государственной либо муниципальной собственностью.

Сталкиваясь с проблемами по вопросам земельных отношений, оформлению участков, приватизации земли важно понимать, что в статьях мы стараемся описывать базовые аспекты. Каждая ситуация, проблема и вопрос крайне индивидуальны и требуют юридической поддержки и консультации.

Для это мы рекомендуем обратиться Вам к квалифицированным практикующим юристам по земельным вопросам:

  • Для Москвы и Московской области телефон:
  • Для Санкт-Петербурга и Ленинградской области телефон:
  • Для остальных регионов России общероссийский бесплатный номер:
  • Вы так же можете воспользоваться консультацией с дежурным юристом через онлайн чат. Доступно в левом нижнем углу сайта.

Заявки и звонки принимаются и .

Спасибо, что посещаете наш ресурс «Земельный эксперт».

Способы принудительного прекращения прав

Существует определенная классификация прекращения прав на участок, осуществляемого в порядке принуждения. Основные способы данной процедуры и их общие характеристики:

  1. Выкуп. В ГК оговорено, что изъятие земли у собственника для государственных или муниципальных нужд должно производиться на условиях равного по ценности или заблаговременного возмещения стоимости участка. Владелец может не согласиться с обозначенным размером финансовой компенсации, другими условиями или непосредственно с самим решением. В этом случае официальный орган власти имеет право обратиться в суд в течение трех лет со дня уведомления собственника о принятом решении.
  2. Конфискация земли является правомерным действием в случае совершения собственником преступления.
  3. Принудительное прекращение прав на землю может иметь характер временной или постоянной меры, называемой реквизицией. Это действия государства, направленные на изъятие участка в чрезвычайной ситуации. Данная процедура может быть применена при наводнении, вспышке болезни и других подобных обстоятельствах. Свершившийся факт фиксируется в специальном документе. В случае отсутствия возможности возврата объекта выплачивается его стоимость или предлагается замена с аналогичной ценностью.

Порядок прекращения прав на земельный надел

Как и любое правомерное действие, принудительное прекращение права собственности на земельный участок, выполняется по правилам, оговоренным в ГК и ЗК. Процедура проходит в следующем порядке:

  1. Определение основания для осуществления соответствующих действий.
  2. Выявление собственника земельного участка посредством направления ответственными органами запросов в общий реестр, архивы и прочие инстанции. Еще один используемый метод – размещение информации о поиске на официальных порталах и щитах местного назначения. Если владелец не найден, суд, на основании заявления ответственного органа, признает право за государством на владение участком. Эта процедура проводится не менее чем за 60 дней до вынесения решения.
  3. Администрация муниципалитета либо другая организация, имеющая соответствующие права, принимает решение об изъятии участка. В течение 10 дней содержание документа доводится до сведения собственника и придается гласности: размещается на официальном ресурсе, отправляется в Российский реестр. Действует ограничение во времени: Решение имеет силу в течение трех лет.
  4. За 60 дней до следующей процедуры проводится экспертная оценка стоимости земли.
  5. Соглашение об изъятии направляется собственнику. Он может не подписывать его, но через 90 дней ответственный орган вправе подать заявление в суд. Завершение процедуры в этом случае пройдет на основании судебного решения.

Список документов

Для каждого отдельного случая применяется свой пакет документов. Общими являются:

  • Заключение о состоянии участка.
  • Уведомление собственника.
  • Соглашение об изъятии надела.
  • Письменное согласие собственника.

Также применяются следующие документы:

  • Судебные приказы и исполнительные листы.
  • Постановления уполномоченных органов и приставов.
  • Соглашения или договоры на заем, уплату определенных сумм.

Последствия принудительного лишения собственности на землю

После того, как участок земли уже не будет принадлежать гражданину, он переходит в собственность других лиц, государственных органов или прочих претендентов. При этом бывший собственник не освобождается от уплаты наложенных на него штрафов за неправильную эксплуатацию площади, а в случае нанесения вреда почве – доведения ее до надлежащего состояния.

Пример по принудительному прекращению права на земельный участок

Заключение

Принудительное лишение права собственности на землю производится по правилам и в соответствии с порядком, установленными законом. Основные моменты процедуры:

  1. Принять такое решение может только суд.
  2. Для осуществления данных действий необходимы веские основания, правомерного характера.
  3. Возможно провести обжалование.
  4. Отклонение от порядка приведет к неудовлетворению иска, поданного органами власти.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по прекращению права на надел

Список законов

Вам будут полезны следующие статьи:

Источник: http://zk-expert.ru/prava-na-zemlyu/prekrashhenie-prav-na-zemlyu/prinuditelnoe-prekrashhenie-prav-na-zemlyu/

§ 4. Основания прекращения прав на земельные участки

§ 4. Основания прекращения прав на земельные участки

Страница 1 из 2

Земельный кодекс РФ устанавливает три случая прекращения права собственности на земельный участок. Так, право собственности на земельный участок РФ прекращается:

1)          при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам (заключение любого договора отчуждения — купли-продажи, дарения, мены и др.). Порядок заключения договоров регулируется гражданским законодательством с учетом особенностей, установленных в отношении земельных участков.

Более того, все договоры, предметом которых являются земельные участки, подлежат обязательной      государственной      регистрации      уполномоченным на то государственным   органом.

   Для   сделок   по   отчуждению   земельных  участков отдельных        категорий        земельное        законодательство        устанавливает дополнительные требования.

Так, например, в отношении земельных участков сельскохозяйственного       назначения       Законом       «Об       обороте       земель сельскохозяйственного    назначения»    установлено    преимущественное    право покупки    таких    земель органами  государственной     власти     и     местного самоуправления.   Также   Закон   устанавливает   ограничение   общей   площади земельных участков, которые могут находиться в результате совершенных сделок в   собственности   физического   лица   и   его   близких   родственников,   а  также

юридических лиц с преимущественным участием в них этого физического лица и (или) его близких родственников в пределах административно-территориального образования;

2)          при отказе собственника от права собственности на земельный участок. Статья 236 ГК РФ предусматривает порядок отказа собственника от земельного участка.

Собственник — гражданин или юридическое лицо может отказаться от права   собственности,    объявив   об   этом   либо   совершив   иные   действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения земельным участком без намерения сохранить какие-либо права на это  имущество.

   Таким  образом,   данное  основание  для   прекращения   права собственности    на    земельный    участок    не     распространяется     на    таких собственников, как Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования.

  Также собственник может выразить свой  отказ двумя способами: объявить об отказе, что должно быть совершено при отказе от недвижимого   имущества   перед   государственным   органом,   осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо совершить определенные фактические действия. Такие действия должны прямо свидетельствовать о том, что собственник отказывается от всех своих прав

— владения, пользования и распоряжения. Отказ только от одного или двух прав недостаточен для признания полного устранения собственника от судьбы земельного участка. При этом земельный участок можно будет рассматривать как «брошенный», или бесхозяйный, после чего право собственности на него приобретается в соответствии со ст. 225 ГК РФ (бесхозяйная вещь).

Следует учитывать, что до тех пор, пока какое-либо другое лицо не приобретет право собственности в отношении такого земельного участка, «бывший» собственник продолжает нести права и обязанности в отношении данного земельного участка. Таким образом, сам по себе отказ не является юридическим фактом, в связи с которым связывают прекращение права собственности.

Само по себе объявление собственника об отказе от права собственности либо совершение фактических действий не приводит к изменениям. В первом случае изменения в государственный реестр не вносятся, поскольку в нем содержится информация о существующих или прекращенных правах на недвижимость.

В случае уведомления государственного органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, собственником о своем отказе от земельного участка, государственный орган обязан принять такой земельный участок на учет в порядке, аналогичном принятию на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

Совершение собственником фактических действий не носит окончательный характер, и до того, как земельный участок приобретет в собственность другое лицо, «бывший» собственник может вернуться к осуществлению своих прав;

3) при принудительном изъятии у собственника его земельного участка в случае и в порядке, предусмотренных гражданским законодательством.

Гражданский кодекс РФ указывает, что принудительное изъятие земельного участка не допускается, за исключением следующих случаев.

Обращение взыскания на имущество по обязательствам. В случае неисполнения должником своих обязательств на имущество, находящееся в его собственности, в том числе и на земельный участок, может быть наложено взыскание, которое производится по решению суда, если иной порядок не предусмотрен законом или договором.

Основанием для изъятия земельного участка является выданный на основании вступившего в законную силу решения суда исполнительный документ. Порядок наложения взыскания устанавливается Гражданским процессуальным кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ, Федеральными законами от 21 июля 1997 г.

N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» и от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах».

Помимо судебного порядка законом или соглашением может быть предусмотрен внесудебный порядок взыскания имущества в случае неисполнения должником своих обязательств.

Так, ст. 349 ГК РФ предусматривает возможность обращения взыскания на предмет залога (заложенное имущество) в порядке, установленном договором о залоге. Однако на предмет залога, переданный залогодержателю, взыскание может быть обращено в порядке, установленном договором о залоге, если законом не установлен иной порядок.

При этом следует принимать во внимание, что в ст. 7 Закона «Об исполнительном производстве» установлен исчерпывающий перечень исполнительных документов, которые подлежат исполнению. К ним относятся:

1)       исполнительные листы, выдаваемые судами на основании принятых ими судебных актов;

2)       судебные приказы;

3)       нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов;

4)  удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдаваемые на основании ее решений;

5)      требования,     оформленные    в    установленном     порядке,     органов, осуществляющих   контрольные   функции,   о   взыскании   денежных   средств   с отметкой   банка   или   иной   кредитной   организации   о   полном   или   частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств;

6)        постановления      органов      (должностных      лиц),      уполномоченных рассматривать дела об отсутствии административных правонарушений;

7)       постановления судебного пристава-исполнителя;

8)       постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Также Конституционный Суд РФ по данному вопросу выразил свою позицию в Определении от 6 июля 2001 г. N 131-0, а также в Постановлениях от 20 мая 1997 г. N 8-П и от 11 марта 1998 г. N 8-П, где указал, что в соответствии со ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Конституционные гарантии, закрепленные в данной статье, распространяются как на отношения в публично-правовой сфере, так и на гражданско-правовые отношения, а принудительное изъятие имущества может быть применено к собственникам лишь после того, как суд вынесет соответствующее решение.

Вместе с тем это не означает невозможность изъятия имущества на основании решения компетентного органа (лица), если собственник против этого не возражает.

Отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать лицу, применяется при условии правомерности оснований приобретения права собственности.

Например, лицу в составе наследства был завещан земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, и это повлекло превышение предельных размеров общей площади сельхозугодий, которые могут одновременно находиться в собственности физического лица, его близких родственников, а также юридических лиц, в которых данный гражданин или его близкие родственники имеют право распоряжения более чем 50% ; такой земельный участок или его доля должны быть отчуждены собственником. Земельный участок также должен быть отчужден в случае, когда он относится к землям сельскохозяйственного назначения и был унаследован иностранным физическим лицом. В соответствии со ст. 11 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» такие лица могут обладать земельными участками из состава земель сельскохозяйственного назначения не на праве собственности, а только на праве аренды.

Порядок отчуждения в случае, если лицо не имеет права обладать земельным участком на праве собственности, устанавливается непосредственно законом, который предусматривает такие случаи.

Так, Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» определяет, что земельный участок должен быть отчужден в течение года со дня, когда возникло право собственности на земельный участок, либо в течение года, когда собственник — иностранный гражданин узнал или должен был узнать об обстоятельствах, которые повлекли возникновение у него права собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения. В случае если в установленный срок собственник не произведет отчуждение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязан в течение 10 дней в письменной форме известить об этом орган государственной власти субъекта РФ. Орган государственной власти субъекта РФ, в свою очередь, в течение месяца со дня его уведомления обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах).

В случае если заинтересованных лиц, желающих приобрести данный участок, нет, земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения должен приобрести субъект Российской Федерации либо муниципальное образование в случаях, предусмотренных законами субъекта РФ, по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности.

Земельный участок может быть отчужден, если это необходимо для государственных или муниципальных нужд либо ввиду его ненадлежащего использования. Земельный участок изымается у собственника путем его выкупа государством или путем продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ.

В соответствии с Земельным кодексом РФ (ст. 49) изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:

1)        выполнением международных обязательств Российской Федерации;

2)        размещением следующих объектов государственного или муниципального значения   при   отсутствии   других   вариантов   возможного   размещения   этих объектов:

объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;

объекты использования атомной энергии;

объекты обороны и безопасности;

объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;

объекты, обеспечивающие космическую деятельность;

объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;

линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;

автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения местного значения в границах населенных пунктов и вне границ населенных пунктов;

3)    иными   обстоятельствами   в   случаях,   установленных   федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации.

Последняя >>

Источник: http://uristinfo.net/agropravo/109-zemlja-spravochnik-sobstvennika-i-arendatora/2786--4-osnovanija-prekraschenija-prav-na-zemelnye-uchastki.html

Основания прекращения права собственности на землю

Основания прекращения права собственности на землю

Регулирование прекращения прав собственности на земельный участок основывается на конституционных принципах. Согласно ч.

35 право частной собственности охраняется законом, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Принудительное отчуждение для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Указанные принципы находят сою конкретизацию и развитие в гражданском и земельном законодательстве. В п. 1 ст. 1 ГК закреплен принцип неприкосновенности собственности. Общий перечень оснований прекращения права собственности на земельный участок приводится в ст. 44 ЗК РФ.

Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством. Исчерпывающий перечень оснований прекращения права собственности предусмотрен в ст. 235 ГК. Земельное законодательство, основываясь на общих нормах гражданского права, конкретизирует основания прекращения права собственности на земельный участок.

Основания прекращения права собственности делятся на две группы: добровольные и принудительные. К первой группе относятся ситуации, когда право собственности прекращается по воле собственника земельного участка. Это может быть добровольное отчуждение собственности в пользу другого лица, т. е. совершение гражданско-правовых сделок.

Сделки, являющиеся основанием возникновения права собственности одного лица, одновременно являются основанием прекращения права собственности у другого лица. Отчуждение земельного участка его собственником другим лицам осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом ограничений оборотоспособности земельных участков (ст.

52 ЗК).

Еще одним основанием прекращения права собственности этой же группы является добровольный отказ от земельного участка. Согласно ст.

236 ГК РФ, гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Однако земельным законодательством установлен иной порядок отказа от права собственности на землю, а именно – заявительный.

В соответствии с ст.

53 ЗК РФ, Отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.

Не использование земельного участка не может расцениваться как отказ от права собственности и в ряде случаев квалифицируется как земельное правонарушение.

Принудительное прекращение права собственности на земельный участок означает выбытие имущества из собственности лица помимо его воли. Перечень оснований принудительного прекращения права на земельные участки, предусмотренный ЗК РФ, является закрытым.

Это означает, что он не может быть расширен иными, в том числе федеральными законами. Принудительное изъятие земельного участка у собственника может быть только в случаях и в порядке, предусмотренным гражданским законодательством. Ст.

235 ГК предусматривает, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается кроме следующих случаев:

· Обращении взыскания на имущество по обязательствам. В соответствии с ст. 278 ГК обращение взыскания на земельный участок по обязательствам собственника допускается только на основании решения суда. Право собственности при этом прекращается с момента возникновения права собственности у лица, к которому переходит право на изъятое имущество.

· Отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу. В этом случае собственник в соответствии с ст. 238 ГК РФ обязан произвести отчуждение земельного участка в течение года с момента возникновения права собственности, если законом не установлен иной срок.

Если собственник в установленный срок сам не произвел отчуждение своего земельного участка, то он подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом затрат на отчуждение имущества. По отношению к земельному участку, эта норма может быть применена в случаях и в порядке, установленных ст.

5 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Ст.

3 указанного закона определяет, что иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

Российские граждане и юридические лица вправе иметь в собственности земли сельскохозяйственного назначения, приобретенные ими по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Однако ст.

4 упомянутого закона устанавливает, что максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Установленный законом субъекта Российской Федерации размер общей площади таких земельных участков сельскохозяйственных угодий не может быть менее чем 10 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий в границах одного муниципального района.

В случаях, если в собственности лица, по основаниям, допустимым законом, оказался земельный участок или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, а это влечет нарушение установленных законом требований, такое лицо должно произвести отчуждение своей земельной собственности.

В целом порядок отчуждения, определенный законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не противоречит установленному в гражданском законодательстве. Однако закон предусматривает и некоторые особенные положения.

Так определено, что обратиться в суд с заявлением о понуждении собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок на торгах (конкурсах, аукционах) должен орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

В случае отсутствия лица, изъявившего желание приобрести земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, эти земельный участок или долю должен приобрести субъект Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления по начальной цене предмета торгов.

· В результате реквизиции. Земельный кодекс определяет реквизицию как временное изъятие у собственника земельного участка уполномоченными исполнительными органами государственной власти (ст. 51). Основания реквизиции установлены законодательством.

Это: стихийные бедствия, аварии, эпидемии, эпизоотии, а так же иные обстоятельства, носящие чрезвычайный характер. Целью реквизиции является защита жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз.

Реквизиция производится с возмещением причиненных убытков и выдачей собственнику документов о реквизиции.

В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок (п. 3 ст. 51 ЗК).

· Выкуп земельного участка для государственных или муниципальных нужд. От реквизиции его отличают иные основания и порядок, который определен ст. 49; 55 ЗК РФ, а так же ст. 279 — 282 ГК РФ. П. 2 ст. 51 специально определяет, что реквизицией не является изъятие земельных участков, осуществляемое в порядке изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд.

Выкуп земельных участков для государственных и муниципальных, нужд осуществляется в исключительных случаях связанных с:

1) выполнением международных обязательств Российской Федерации;

2) размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;

1) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Принудительное изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд может быть осуществлено только на основании решения суда. При этом п. 2 ст. 55 ЗК РФ предусматривается обязательность предварительного и равноценного возмещения за изымаемый земельный участок.

это означает, что возмещение должно предшествовать изъятию, а не наоборот. Изъятие земельного участка у собственника осуществляется в форме выкупа.

В отношении определения порядка выкупа земельного участка у собственника для государственных и муниципальных нужд, а так же порядка определения выкупной цены земельного участка, прекращения прав владения и пользования, а так же определения права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных и муниципальных нужд, Земельный кодекс содержит отсылочную норму, в соответствии с которой эти вопросы регулируются гражданским законодательством.

· Безвозмездное изъятие земельного участка в связи с совершенным преступлением (конфискация). Конфискация регулируется ст. 243 ГК РФ. Однако, в отличие от Гражданского кодекса, Земельный кодекс не предусматривает осуществление конфискации в административном порядке.

Конфискация земельного участка может быть применена только как санкция за совершенное преступление – уголовно наказуемое противоправное деяние. В соответствии со ст. 104.

1 УК РФ, конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора имущества, состав которого, а также основания для применения данной меры установлены этой же статьей.

· ГК так же предусматривается изъятие земельного участка в случае его ненадлежащего использования (ст. 284-286).

Ненадлежащим использованием признается не использование предназначенного для сельскохозяйственного производства или жилищного строительства земельного участка в течение 3 лет, если более длительный период не установлен законом.

В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а так же время, в течение которого участок не может быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Земельный участок может быть изъят у собственника, если его использование осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если земельный участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия почвы или ухудшению экологической обстановки.

Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов.

Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него земли, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд.

Так как безвозмездно изъят земельный участок у собственника может быть только за совершенное преступление, а в рассматриваемом случае основанием для изъятия земельного участка является административное правонарушение, выражающееся в нарушении земельного законодательства, земельный участок не может быть изъят безвозмездно. Следовательно, средства, вырученные от продажи земельного участка на торгах, должны поступить собственнику земельного участка, за вычетом сумм, необходимых для организации торгов.

Гражданский кодекс устанавливает, что орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решение об изъятии у собственника земельного участка ввиду его ненадлежащего использования, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников земельных участков о допущенных правонарушениях, определяются земельным законодательством. Однако Земельный кодекс не содержит норм, определяющих порядок и процедуру изъятия земельного участка у собственника по основаниям, предусмотренным ст. 284-286 ГК РФ. Это порождает правовую неопределенность и самую противоречивую трактовку специалистов. Так О.И. Крассов считает, что так как в Земельном кодексе нет упоминаний о возможности изъятия земельного участка ввиду ненадлежащего использования у собственника, а определяется порядок принудительного прекращения прав по этим основаниям только титульных владельцев, но не собственников земельных участков, то ст. 284 – 286 Гражданского кодекса утратили юридическую силу[19].

Источник: http://studopedya.ru/2-67676.html

Принудительное прекращение прав на земельный участок при совершении земельного правонарушения

Гуркина Н. А. Принудительное прекращение прав на земельный участок при совершении земельного правонарушения // Молодой ученый. — 2016. — №10.3. — С. 7-8. — URL https://moluch.ru/archive/114/30414/ (дата обращения: 23.01.2018).



Статья посвящена анализу применения норм о принудительном прекращении права собственности на земельный участок при совершении земельного правонарушения. Автор высказывает свое мнение по совершенствованию данного правового института и предлагает введение новой меры ответственности для собственника земельного участка, совершившего земельное правонарушение.

Ключевые слова: принудительное прекращение права собственности, правонарушение, ответственность, нецелевое использование земель, изъятие земельного участка.

В результате развития научно-технического прогресса, а также усиленного антропогенного влияния на земельные ресурсы было отмечено ухудшение состояния земель в России, а совершение правонарушений в области земельного и природоохранного законодательства еще больше ухудшают их состояние. Субъектами вышеуказанных правонарушений являются не только физические лица, но и юридические лица, органы государственной и муниципальной власти. Добиться сокращения количества земельных правонарушений возможно при эффективном применении мер юридической ответственности.

В юридической литературе нет единого мнения о существовании специальной земельно-правовой юридической ответственности. Некоторые ученые, такие как Ю. Г. Жариков, В. Х. Улюкаев, В. Э. Чуркин, считают, что земля обладает уникальными, присущими только ей свойствами, поэтому охрану земельных отношений в первую очередь должны обеспечивать нормы специальной ответственности [1, С. 443].

Другие же ученые выделяют дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную формы и виды ответственности [2, С. 197]. Если вопрос о факте существования специальной земельно-правовой ответственности является спорным среди ученых, то о необходимости совершенствования законодательства в области принудительного прекращения земельных прав спора нет [3, С. 59].

Статья 44 Земельного кодекса, устанавливающая основания для прекращения права собственности на земельный участок, не содержит прямого указания на земельное правонарушение как основания для прекращения права собственности на земельный участок, а лишь дает ссылку на нормы Земельного и Гражданского кодексов.

При этом статьи 45, 54 Земельного кодекса содержат основания и порядок прекращения прав не собственников за совершение земельного правонарушения, а именно при ненадлежащем использовании земельного участка [4, С. 584]. В связи с этим остается только ссылка на гражданское законодательство.

Так статьи 284 и 285 Гражданского кодекса РФ предусматривают возможность принудительного прекращения права собственности на землю, если собственник земельного участка не использует его по целевому назначению или осуществляет использование земельного участка с грубым нарушением земельного законодательства.

Порядок же изъятия земельного участка, предусмотрен статьей 286 Гражданского кодекса РФ, которая отдает полномочия по принятию решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным статьями 284 и 285Гражданского кодекса РФ органам государственной власти или местного самоуправления.

Казалось бы, вот и найден ответ на вопрос о правовом закрепления такого основания прекращения права собственности на земельный участок как земельное правонарушение и порядка его применения, но тут мы сталкиваемся со значительной правовой коллизией.

Дело в том, что способ прекращения права собственности, предусмотренный пунктами 2 и 3 статьи 286 Гражданского кодекса РФ, противоречит части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что лишение любого лица, принадлежащего ему имущества возможно только в судебном порядке.

Вопреки данному принципу статья 286 Гражданского кодекса РФ допускает возможность осуществления изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования путем издания соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления решения о таком изъятии и последующего получения согласия собственника на его исполнение. Таким вышеуказанное противоречие делает невозможным применение на практике норм статьи 286 Гражданского кодекса РФ, из чего вытекает проблема неурегулированности порядка прекращения права собственности на основании земельного правонарушения.

В целях решения данной проблемы некоторые авторы призывают руководствоваться в таком случае по аналогии ст. 54 ЗК РФ, определяющей порядок принудительного прекращения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками.

Однако представляется более верным согласиться с экспертами, настойчиво утверждающими, что правоприменителю не следует руководствоваться данной аналогией закона, [5, С.

144] так как, во — первых, решение по аналогии недопустимо, если она прямо запрещена законом или если закон связывает наступление юридических последствий с наличием конкретных норм, а, во-вторых, полагаю, что такой вопрос как прекращение права собственности должен быть четко урегулирован федеральными законами в целях единого толкования и применения данных норм. Аналогия же закона внесет еще большее количество неразрешенных проблем.

Кроме того, считаю необходимым обратить внимание на недостаточность простого лишения лица права собственности лица за совершение земельного правонарушения, будь то нецелевое использование земельного участка или другое грубое нарушение земельного законодательства.

Действия лиц, нарушающих земельное законодательство, приводят ухудшению общего состояния земель в России, в связи с чем необходима норма, согласно которой на бывшего собственника земельного участка, землевладельца, землепользователя будет возлагаться обязанность восстановить первоначальное состояние земельного участка либо возместить расходы на такое восстановление.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время основания и порядок принудительного прекращения прав на земельные участки детально земельным законодательством не урегулированы.

Требуется решение таких проблем как устранение правовой коллизии, нормативное урегулирование порядка принудительного прекращения прав на земельные участки, а также более детальный подход к привлечению собственника, нарушающего земельное законодательство, к ответственности.

Литература:

  1. Жариков Ю. Г., Улюкаев В. Х., Чуркин В. Э. Земельное право: Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2003; Ерофеев Б. В. Земельное право России: Учебник / Отв. ред. Н. И. Краснов. 9-е изд., перераб. М.: Юрайт-Издат, 2004.
  2. Боголюбов С. А. Ответственность в сфере охраны окружающей среды и значение возмещения причиненного ей вреда // Юридическая ответственность: современные вызовы и решения: материалы VII Ежегодных научных чтений памяти профессора С. Н. Братуся. М., 2013.
  3. Гринь Е. А. Принудительное прекращение прав на земельные участки: теория и практика правового регулирования. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Кубанский государственный аграрный университет. Краснодар. 2012.
  4. Гринь Е. А. К вопросу о принудительном прекращении права на земельный участок, который в силу закона не может принадлежать собственнику. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2011. № 71.

Источник: https://moluch.ru/archive/114/30414/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть